Ваше дитя еще находится в вашей утробе, но уже в полный голос заявляет о своем существовании. Сначала это проявляется в «странных» ощущениях, пищевых пристрастиях или приступах токсикоза. Когда беременная впервые чувствует движение плода, к ней обычно приходит осознание того, что внутри находится самостоятельное живое существо. Будущая мать начинает следить за его реакциями, пытаясь по движениям определить его состояние и настроение.
Тактильное общение. Ребенок хорошо ощущает тактильные воздействия. Женщина может общаться с еще не родившимся малышом путем прикосновений к своему животу. Если класть руки на живот в тот момент, когда ребенок начинает толкаться, он постепенно привыкает к этому и уже ждет ответа на свои движения. Если ответа не поступает, ребенок продолжает толчки, но как только он почувствует прикосновение рук матери, успокаивается и затихает. Очень важно, чтобы еще до рождения ребенка мать и дитя научились понимать друг друга. Это не просто, но не так уж и сложно. Главное — научиться общаться с ним, как с полноправным человеком, прислушиваясь к тому, что он хочет «сказать».
Вербальное общение. С момента установления этой связи большинство матерей начинает вербальное (словесное) общение со своим малышом. Согласно многочисленным исследованиям, новорожденный помнит, что происходило с ним в материнской утробе. Например, эмбрион постоянно слышит сердцебиение матери. После рождения ребенок, когда мать прикладывает его к груди, вновь слышит привычный стук ее сердца, дифференцирует его среди других и быстро успокаивается. Он также слышит, находясь в утробе, и голос матери. Поэтому именно на ее голос он лучше и быстрее реагирует после рождения.
Более того, не только звук, но и слова, которые мать произносит, остаются в памяти ребенка. Были проведены такие исследования. Женщина каждый вечер, начиная с шестого месяца беременности, читала вслух одну и ту же сказку. После рождения ребенка во время кормления она читала уже разные сказки, и когда доходила до той, что читала ежедневно в период беременности, ребенок сразу же узнавал ее — сосательные движения становились активнее.
Кроме сердцебиения матери и ее голоса ребенок слышит также другие внешние звуки. Если отец регулярно разговаривает с еще не родившимся малышом (особенно, положив руку на живот матери), после рождения ребенок выделяет его голос среди других: оживляется, а если до этого плакал, то быстро успокаивается.
Прослушивание музыки. Одним из действенных методов развития у ребенка музыкальных способностей является приучение его к музыке еще до появления на свет. Для этого не нужно надевать на живот наушники, достаточно на несколько минут в день включать музыку в комнате, где находится беременная (не очень громко, ритм мелодии не должен превышать частоту пульса матери). Замечено, что маленький ребенок предпочитает ту музыку, которую слушала мать на последних месяцах беременности (начиная с шестого месяца). Наблюдения психологов показывают, что из классического репертуара многие дети в утробе матери предпочитают музыку Брамса и, как ни странно, не переносят Бетховена и Моцарта.
Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.